Четверг, 15 октября 2020 11:33

Геополитическая «Пилорама» имени Маргариты Симоньян Избранное

Главный редактор «Russia Today» переключилась с коммерческой рекламы на пропаганду войны?

На фоне вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе активизировались силы, пытающиеся любой ценой сделать Россию участником закавказского противостояния. На соответствующую агитацию тратятся колоссальные средства, в итоге в СМИ и интернете раздаются призывы не только поддержать одну из конфликтующих сторон, но и вступить в гораздо более масштабную конфронтацию, например, с той же Турцией. Одним из пропагандистов будущего российско-турецкого противостояния стала главный редактор телеканала «Russia Today» Маргарита Симоньян, незадолго до карабахского конфликта обвинявшая руководство Армении в прозападной политической ориентации. Впрочем, Симоньян уже давно известна не только как журналист, но и как коммерсант, использующий доступ к информационным ресурсам и бюджетному финансированию для роста личного благосостояния, в чем также преуспел ее супруг режиссер Тигран Кеосаян. Вместе с тем, сам телеканал неоднократно уличали в распространении фейковой информации и манипуляции фактами, что неизбежно происходит, когда журналистика подменяется хорошо проплаченной пропагандой.

Симоньян обвиняет, Пашинян защищается

Здесь будет уместно напомнить о летнем скандале, в центре которого оказалась главный редактор «Russia Today». В июле Маргарита Симоньян опубликовала в Telegram пост, в котором подвергла жесткой критике действия политического руководства Армении. Она указывала на полный провал в российско-армянских отношениях, приводя конкретные примеры: присутствие в стране антироссийских западных НКО, выдавливание российского бизнеса, соответствующую пропаганду в СМИ, но самое главное – отказ в признании статуса Крыма.

«А теперь, когда на вашей границе война, когда само существование вашего режима под угрозой, когда армяне всего мира уже видят ожившие призраки янычар с кривыми ножами, которыми резали наших предков, вы вспомнили, что Россия снова должна вас спасать», – писала Симоньян.

Пост вызвал бурную негативную реакцию у представителей армянского сообщества и пользователей соцсетей как в самой России, так и за ее пределами. Дошло до того, что среди наиболее яростных критиков высказанной позиции прозвучало предложение, адресованное почему-то представителям «российских властей», сменить фамилию журналистки на «Симонову» или даже «Симоноглы» (именно так в оригинале), что учитывая мужское окончание, характерное для азербайджанских фамилий, выглядело откровенной глупостью.

К полемике подключился даже действующий премьер-министр Армении Никол Пашинян, который попробовал дать ответ на каждый пункт прозвучавших обвинений. Выглядело это, впрочем, не вполне убедительно. Иногда возникало мнение, что армянские политики не просто оторваны от собственного народа, но действуют откровенно вопреки его интересам.

«В России должны понять, что союзник России в Армении не Пашинян, не Петросян, не Погосян, не Саргсян, не Кочарян, союзник и партнер – это армянский народ. Это очень важный нюанс», – цитировал портал РБК слова Пашиняна, наглядно подтверждающие, что, как минимум, в вопросах внешней политики позиция прозападного руководства страны не совпадает с симпатиями граждан.

Внешнеполитические проекты пропагандиста Симоньян

Подчеркнем, что все описанное произошло несколько месяцев до начала открытого вооруженного противостояния в Нагорном Карабахе. Но вот наступил «горячий сентябрь», и помимо реальные боев, идущих в Закавказье, началось также «холодное» информационное противостояние, захватившее российские СМИ и социальные сети.

Помимо обращений известных бизнесменов и деятелей культуры, призывающих Россию сыграть роль миротворца, в прессе замелькали интервью и комментарии доморощенных «экспертов», глубокомысленно рассуждающих о российских национальных интересах и геополитике. Одним из таких «специалистов» вдруг стала Маргарита Симоньян. В обширном интервью «Комсомольской правде» она взялась изложить свое видение стратегических интересов России, мало чем отличающееся от того, какими их представляет себе армянский премьер Пашинян.

По мнению главреда RT, заключаются они в том, чтобы (дословно): «Прекратилась война. Турция убралась с Южного Кавказа. Азербайджан не стал бы провинцией Турции, как нам ясно намекает Эрдоган. В Армении был бы пророссийский курс...».

В процессе беседы Симоньян становилась все более резкой и вот она уже начинает откровенно давать рекомендации российскому руководству: «Турцию надо сдерживать. Если Россия не будет сдерживать Турцию – глазом не моргнет, как не то что Азербайджан, а и Крым станет турецкой провинцией. Только идиот может этого не понимать».

Несомненно, как гражданин и журналист, Маргарита Симоньян имеет право на собственное мнение. Вот только призывая к «сдерживанию Турции» и установлению в Армении «пророссийского курса» она явно забыла, что является главным редактором государственного телеканала и не должна давать волю собственным национальным чувствам. Ее задача – озвучивать факты, а уж интерпретировать их каждый волен по своему усмотрению.

Вопросы же российских взаимоотношений с Азербайджаном и Турцией предстоит решать дипломатам, но уж точно не диванным экспертам, подбрасывающим дрова в полыхающий пожар межнационального конфликта.

«Золотая» «Пилорама» Кеосаяна

Но может резкие заявления являются не просто следствием симпатий и антипатий, обусловленных происхождением? Дело в том, что в прессе, со ссылкой на телеграм-каналы была озвучена любопытная информация, согласно которой главный редактор RT получила солидный транш в размере 700 млн рублей на ведение антиазербайджанской пропаганды в российских СМИ.

Источником финансирования названы армянские бизнесмены из окружения миллиардера Рубена Варданяна. Того самого, который в начале октября выступил с призывом в адрес Владимира Путина вмешаться в закавказское вооруженное противостояние. Блин в итоге вышел комом, а сама Симоньян в течение следующих нескольких дней после публикации интервью предпочитала хранить молчание. Писали, что ее банально отстранили от освещения карабахской проблематики.

Устроил ли не на шутку разошедшейся журналистке разбор полетов кто-то из обитателей кремлевских кабинетов (например, курирующий информационную политику первый замглавы Администрации Президента Алексей Громов) или она сама решила попридержать эмоции, точно неизвестно. А вот о том, что информационные услуги госпожи Симоньян оцениваются в сотни тысяч рублей, сообщалось неоднократно.

Так, в минувшем марте российские СМИ, опубликовали данные расследования Фонда борьбы с коррупцией, из которых следовало, что в течение нескольких лет на счета главреда «Russia Today» и членов ее семейства было перечислено более 700 млн рублей по контрактам на рекламу и пиар от госкомпаний. В частности, речь шла о выходящей на телеканале НТВ передаче «Международная пилорама», выпуски которой готовит компания «Голд Вижн», принадлежащая мужу Симоньян кинорежиссеру Тиграну Кеосаяну.

Согласно данным ФБК, ежегодно компания получает порядка 120 млн рублей. Что касается «Международной пилорамы», то программу, якобы, выпускают с минимальными затратами за счет использования ресурсов RT, а продают НТВ по завышенной стоимости.

Порядка 1 миллиарда коммерческий тандем Симоньян-Кеосаян получил от «Аэрофлот», с которым начиная с 2017 года заключались контракты на размещение рекламы во все той же «Пилораме» и других подконтрольных семейству ресурсах. Финансы авиакомпании, якобы, поступают также через аффилированное с Симоньян агентство «Инвенто». Из расследования следует, что супругам принадлежит еще несколько рекламных агентств, к услугам которых прибегают фонд «Сколково», фонд ветеранов ФСБ «Безопасность и законность» и даже лично олигарх Виктор Вексельберг.

Фейки и манипуляции «Russia Today»

В комментарии изданию «Сноб» сама Маргарита Симоньян подтвердила свое участие в программе мужа, где является автором сценария и художественным руководителем. Также она рассказала о наличии контракта с RТ, где производится «Пилорама» и рекламном сотрудничестве с «Аэрофлотом». Однако озвучивать суммы контрактов или смету программы предусмотрительно не стала.

Между тем, по информации портала «The Insider», официальный годовой доход Симоньян составляет прядка 36,4 млн рублей без учета гонораров за участие в создании выпусков передачи Кеосаяна: 16 миллионов она получает в АНО «ТВ-Новости» (юридическое лицо RT) и еще порядка 20,4 миллиона в Агентстве «Россия сегодня». В сравнении с данными ФБК это, как говорится, капля в море.

Кстати, именно «The Insider» неоднократно уличал как RТ, так и лично Симоньян в распространении фейковых новостей и манипуляции фактами. Например, в 2014 году в одном из выпусков телепередачи «SophieCo», вышедшем на англоязычном канале RТ, ведущая Софико Шеварднадзе поинтересовалась у гостя студии американского инвестиционного банкира Джека Уортингтона, известно ли тому о присутствии на Украине наемников из известной ЧВК «Blackwater».

Уортингтон, в свою очередь, осторожно ответил, что такие слухи до него доходили. В итоге, как отмечает «The Insider», сюжет RТ вышел под недвусмысленным заголовком: «США с помощью наемников проводят тайные операции в Украине – специалист по инвестициям Джек Уортингтон».

В 2016 году сотрудники RТ без всяких колебаний присвоили сюжет сирийского журналиста Хади аль Абдуллы о бомбардировках Алеппо, выбросив из него упоминания о том, что бомбили город ВВС, подконтрольные правительству Асада.

И конечно же, было бы удивительно, если бы Симоньян не попыталась бы представить себя жертвой политических козней заокеанских русофобов. Именно так она преподнесла прекращение вещания «Russia Today» с 1 апреля 2018 года в городе Вашингтоне и его окрестностях: в США, дескать, телеканал признали иностранным агентом. По версии авторов «The Insider» в реальности все обстоит более прозаично: дело в том, что владелец продал с аукциона частоты, на которых вещала RТ, а новые собственники банально не приобрели прав на ретрансляцию международных каналов.

Но ведь в самой России гораздо выгоднее позиционировать себя в роли жертвы западных оппонентов! Тем более, что в защиту российского телеканала незамедлительно выступили депутаты Госдумы и Совета Федерации. Невольно напрашивается мысль о том, так ли уж была неправа юрист ФБК Любовь Соболь заявившая, что «Маргарита Симоньян обманывает всех, включая своего начальника – президента Владимира Путина»? Справедливости ради заметим, что Соболь имела в виду накрутки просмотров RТ на YouTube через порносайты.

Как осваивает бюджет клан Кеосаян-Симоньян

Впрочем, с недавних пор Симоньян можно назвать практически хозяйкой RТ. Точнее, ее официальным совладельцем. Дело в том, что в минувшем августе в числе собственников АНО «ТВ-Новости» (юрлицо телеканала) появилась «Ассоциация развития международной журналистики», одним из учредителей которой выступает Маргарита Симоньян.

Примечательно, что второй соучредитель ФГУП РАМИ «РИА Новости» на сегодняшний день находится в процессе ликвидации. Вот только как сообщает издание «Оctagon», все права на ликвидируемое общество перешли ФГУП «Международное информационное агентство «Россия сегодня», гендиректором которого является Дмитрий Киселев, а главным редактором все та же Симоньян.

Ежегодное госфинансирование «РИА Новости» составляет порядка 7 млрд рублей. Это меньше, чем у RТ, но сумма далеко не маленькая, и в случае увеличения бюджета МИА «Россия сегодня», его руководство явно освоит новые поступления должным образом. А искусством осваивать бюджетные поступления семейство Симоньян-Кеосаян владеет в совершенстве.

Достаточно вспомнить провалившийся в российском прокате очередной «киношедевр» Кеосаяна «Крымский мост. Сделано с любовью!»: как писали «Ведомости», при господдержке в размере 100 млн рублей, картина собрала в прокате всего 70 миллионов.

Между тем, по сообщениям СМИ, 46 миллионов от общего бюджета фильма «освоило» семейство режиссера: 13 млн рублей заработал сам Кеосаян, 9 миллионов – автор сценария Маргарита Симоньян, брат режиссера и генеральный продюсер Давид Кеосаян получил 8 миллионов, дочь Тиграна Кеосаяна и второй режиссер Александра Кеосаян – 4 миллиона и т.д.

Складывается впечатление, что каждый из членов семьи умудрился получить свой кусок бюджетного пирога, а то, что государство в очередной раз вложилось в пустышку, которая была встречена зрителями без энтузиазма, так это дело десятое. Главное, что финансы были выделены. А за деньги можно хоть киноподелки снимать, хоть политическую демагогию разводить. Последнее, правда, может быть наказуемо, но зато оплачивается по гораздо более высокому тарифу.

logo